Морской контейнер – многооборотная тара, стандартизированная по конструкции, габаритам, грузоподъемности, механическим характеристикам. Используется для перевозки грузов различными видами транспорта, очень удобна для мультимодальных транспортировок, благодаря тому что перевалка металлического модуля происходит без выгрузки/загрузки товара.
Для удобной идентификации морских контейнеров разработана международная буквенно-цифровая маркировка, изложенная в ISO 6346:1995 (ГОСТ 52524-2005).
Обозначение типов грузовых модулей "групповыми кодами"
Этот способ обозначения типа модуля регламентируется стандартом ISO 6346:1995 "Групповые коды" состоят из двух латинских букв.
- DC (Dri Container), GP (General Purpose) – стандартные блоки общего назначения (универсальные).
- HC (High Cube) – тара, увеличенная по высоте, по сравнению со стандартной, на 1 фут (30,48 см).
- PW (Pallet Wide) – модуль, увеличенный по ширине. Удобен для транспортировки груза, размещенного на паллетах.
- RE, RT, RS (Reefer). Состоит из двух конструктивных частей – термоизолированного грузового отсека и рефрижераторной установки, предназначенной для создания внутри модуля требуемых термических и влажностных условий.
- HI, HR (Insulated) – термоизолированный модуль. Представляет собой многослойную конструкцию, состоящую из наружной и внутренней обшивок и проложенного между ними утеплителя.
- VH (Ventilated) – металлический модуль, в котором предусмотрена естественная вентиляция.
- UT, OT (Open Top) – тара без фиксированного верха. Для защиты груза от осадков используются съемные или раздвижные чехлы из пластика или брезента.
- PF, PS, PC, PL (Flat/Platform) – платформа, предназначенная для транспортировки длинномерных и крупногабаритных грузов. В ней могут отсутствовать: верхняя рама, боковые и торцевые стенки. Вертикальные стойки могут быть стационарными, складными, съемными.
- TG, TD, TN (Tank) – контейнер-танк. В конструкцию входят: жесткая металлическая рама, габариты которой соответствуют размерам стандартной тары, и цистерна, используемая для перевозки наливных и газообразных грузов.
- BK, BU (Bulk). Предназначен для перевозки насыпных веществ.
- SN (Named Cargo Container) – модули, адаптированные для транспортировки различных специфических грузов. Могут быть приспособлены для перевозки живой рыбы, крупного рогатого скота, автомобильного транспорта.
- AS (Air/Surface Container) – тара, пригодная для использования в наземных и воздушных перевозках.
Правила маркировки морского контейнера
Identification System включает следующие элементы:
- Код владельца (owner code), состоящий из трех прописных букв латинского алфавита. Это уникальный код, зарегистрированный в Международном бюро по контейнерам.
- Идентификатор категории оборудования. Обозначается одной буквой. U – это все грузовые контейнеры, J – съемное оборудование, используемое в комплексе с грузовыми модулями, Z – трейлеры и шасси, R – рефрижераторные блоки.
- Серийный номер (serial number). Состоит из 6 арабских цифр. Если такой номер включает менее 6 цифр, то в начале проставляют нужное количество нулей. Например, для номера 5674 необходимо добавить два нуля – 005674.
- Контрольное число (check digit). Используется для контроля соответствия кода владельца и серийного номера.
- Код страны. Включает две прописные буквы латиницей. Перечень кодов стран содержится в ISO 3166. Этот код характеризует страну, в которой зарегистрирован код контейнера. Он не дает сведений о национальности владельца или оператора тары, поэтому может не указываться на грузовом блоке.
- Код внешних габаритов контейнера. Представляет собой два буквенно-цифровых символа. Первый из них обозначает длину, второй – ширину и высоту.
- Код типа контейнера. Состоит из двух символов. Первый, буквенный, обозначает тип блока, второй, цифровой, характеризует основные свойства модуля этого типа.
- Минимальная масса брутто и масса тары. Эти величины указываются в килограммах и фунтах.
Какие сведения отражаются на табличках, закрепленных на контейнере?
На грузовой блок крепится табличка, которая подтверждает его соответствие требованиям безопасных перевозок. Она соответствует Конвенции по безопасным контейнерам (CSC), выдает ее квалификационный и надзорный орган. Табличка CSC Safety Approval крепится на нижней части левой дверцы. На ней указывают:
- Знак страны, допустившей блок к перевозке грузов, и номер допуска.
- Месяц и год производства металлического модуля.
- Идентификационный номер, данный производителем. Если этот номер неизвестен, то его определяет администрация.
- Максимальный вес тары с грузом (брутто). Указывается в килограммах и фунтах.
- Допустимый вес на штабелирование, выражается в килограммах и фунтах.
- Нагрузка при испытаниях на жесткость, производимых в поперечном направлении. Эта величина также указывается в килограммах и фунтах.
- Прочность торцевой стены. Ее необходимо указывать только в том случае, если торцевые стены рассчитаны на восприятие определенной нагрузки.
- Прочность боковой стены. Ее указывают, если стена рассчитана на восприятие определенных усилий.
- Месяц и год первого профилактического осмотра. Могут указываться даты всех профилактических осмотров.
На многооборотной таре могут располагаться и другие таблички, на которых имеются сведения о владельце блока или операторе, дата капремонта и другое.