Содержание
Внутренние и внешние габариты контейнеров специфицирует стандарт ISO 6346. ISO код контейнера – часть международной системы идентификации, кодирования и маркировки интермодальных грузовых единиц. Стандарт установлен Международным бюро (BIC) и подразумевает обозначение нескольких важных параметров.
Согласно ISO 6346, на тару наносится буквенно-числовая информация с уникальным кодом владельца, категорией модуля, наличием съемного оборудования (для грузовых контейнеров).
Обозначения стандартных грузовых контейнеров
Для удобной идентификации грузовой многооборотной тары стандарта ISO 6346:1995 (российский аналог – ГОСТ Р 52524-2005) были введены следующие обозначения:
- DC – dry container – сухогрузный модуль;
- GP – general purpose – общего назначения;
- DV – dry van – сухой фургон;
- St – стандартная тара.
Все перечисленные типы контейнеров в общих случаях характеризуют одну и ту же тару. Контейнеры общего назначения международного стандарта ISO предусматривают загрузку груза через торцевые двери и его закрепление внутри модуля. Также для обозначения различных типов контейнеров используются следующие буквенные группы:
- HC, HQ – высота такого модуля увеличена на 1 фут, по сравнению со стандартной тарой.
- PW – модуль, увеличенный по ширине до 2450 мм. Позволяет разместить рядом две паллеты шириной по 1200 мм.
- UT – с открытым верхом. Разновидности: OT – с откидным брезентовым верхом, HT – с открывающейся крышей из металла. Это контейнеры, используемые для длинных, высоких, громоздких грузов, которые можно загружать через верх.
- VH – общего назначения с вентиляционной системой.
- PL, PF, PC, PS – платформа, используемая для перевозки длинных и тяжелых предметов. Представляет собой настил, по торцам которого зафиксированы складывающиеся стенки.
Международная мера длины, применяемая для стандартизированной тары, – фут, равный 0,3048 м. Наиболее популярны контейнеры длиной 20, 40, 45 футов.
Таблица размеров сухогрузных контейнеров
Размеры, мм | 20 футов | 40 футов | 45 футов | |||||||
DC | HC | PW | DC | HC | PW | DC | HC | PW | ||
Наружные | Длина | 6058 | 6058 | 6058 | 12192 | 12192 | 12192 | 13720 | 13720 | 13720 |
Ширина | 2438 | 2438 | 2500 | 2438 | 2438 | 2500 | 2438 | 2438 | 2500 | |
Высота | 2591 | 2896 | 2591 | 2591 | 2896 | 2591 | 2591 | 2896 | 2591 | |
Внутренние | Длина | 5905 | 5905 | 5905 | 12045 | 12045 | 12045 | 13570 | 13570 | 13570 |
Ширина | 2330 | 2330 | 2440 | 2330 | 2330 | 2420 | 2330 | 2330 | 2420 | |
Высота | 2350 | 2698 | 2390 | 2350 | 2698 | 2390 | 2350 | 2698 | 2390 |
Специализированные ИСО-контейнеры
Для транспортировки скоропортящихся грузов предназначены следующие типы стандартизированной тары: изотермические и рефрижераторные.
- HI, HR – изотермические контейнеры, изготовленные на базе стандартных 20-, 40- и 45-футовых контейнеров. Все поверхности такой тары защищены теплоизоляционными материалами. Часто для изготовления корпусов изотермических модулей используют сэндвич-панели, наружная поверхность которых изготавливается из дюралюминиевого листа, внутренняя – из пищевой нержавеющей стали. Между наружным и внутренним слоями проложен слой утеплителя – пенополиуретана или пенополивинилхлорида. Отопительное и холодильное оборудование отсутствует. Разновидность изотермической тары – ледник. В таком изотермическом модуле имеется емкость с расходуемым охладителем – льдом, сухим льдом, газом.
- RF, RE, RT, REF, RS – рефрижераторные контейнеры, состоящие из двух основных конструктивных элементов: изотермического корпуса и рефрижераторного агрегата. Еще один возможный компонент – дизель-генератор. Загрузка производится через торцевую двустворчатую дверь, способную открываться на 270°. Рефрижераторная установка и дизель-генератор могут располагаться как в пределах длины корпуса, так и за его пределами. Для перевозки грузов на судах с централизованной системой охлаждения используют рефрижераторные модули со съемным холодильным агрегатом. Большая часть производимых сегодня контейнеров-рефрижераторов имеет интегрированную холодильную установку. Для грузов, требующих при перевозке очень низких температур, а также для транспортировки чувствительных фруктов и овощей производители предлагают модели, специально приспособленные для конкретных грузов.
- Еще один вид многооборотной тары, соответствующей стандарту ИСО, – танк-контейнеры, рассчитанные на транспортировку газов и жидкостей. Обозначения – TN, TG, TD. Они представляют собой цистерны, закрепленные на жесткой стандартной раме, соответствующей по габаритам 20-, 40-, 45-футовым ISO-контейнерам. Цистерна имеет сливной механизм, который может служить как для гравитационного слива содержимого, так и для его откачки под давлением с использованием насосного оборудования. В таких емкостях перевозят химические вещества, продукты питания, топливо.